AКИpress: Дестабилизация Ирана накроет Центральную Азию

Что ждет нас после конфликта Вашингтона и Тегерана. 3 января американский дрон на глазах у всего мира в аэропорту Багдада убил иранского генерала Касема Сулеймани. Этому акту предшествовала череда событий на Ближнем Востоке, как нападение на нефтяные танкеры и заводы по перегонке нефти в Саудовской Аравии.

Эти события были эпизодом более масштабных событий в регионе, где арабские национальные государства впадают в кризис, а Иран распространял свое влияние в странах, где имелись шиитские анклавы. Речь идет об Ираке, Сирии, Ливане, Йемене. Шииты составляют большинство в Кувейте и Бахрейне, большая диаспора в Катаре, Саудовской Аравии, Йемене.

Президент США Дональд Трамп принял решение убить Сулеймани, играя в гольф. Его внешняя политика в регионе, как пишет «Нью-Йорк Таймс», заставляет чесать головы даже ближайшим союзникам, пытающимся понять хоть какую-то логику. Трамп неожиданно заявил о выводе американских войск из Сирии, министр обороны Джим Мэттис по кличке «Бешеный пес» ушел в отставку в знак протеста, но войска остались. После этого Трамп просто «кинул» курдов, давних союзников, оставив их один на один с турецкими войсками. Также Трамп несколько раз объявлял о выводе войск из Афганистана, но войска там продолжают оставаться. Теперь он хочет ввести санкции против Ирака, где Америка потратила 3 трлн. долларов.

Генерал Сулеймани участвовал в операциях на территории противника во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, был стратегом внешней политики Ирана в регионе. Именно он, как пишет в своем расследовании «Рейтер», отправился в Москву и уговорил российского президента Путина начать операцию в Сирии в 2015 году. Судя по факту роста влияния Ирана и по факту убийства, Сулеймани был сильным стратегом.

«Чтобы понять, как происходящее выглядит с точки зрения Тегерана, достаточно представить, как отреагировал бы Вашингтон на убийство иностранным противником члена Объединенного комитета начальников штабов США или главы ЦРУ», — пишет профессор Гарвардского университета Стивен Уолт в Foreign Policy. Речь фактически идет об убийстве второго по влиянию государственного чиновника иностранного государства.

База «Манас»

С декабря 2001 года в Кыргызстане располагалась военная база Пентагона, транзитный пункт для войск, участвовавших в войне в Афганистане. После российско-грузинской войны Москва стала настаивать о выводе базы с территории члена ОДКБ. Осенью 2008 года было достигнуто соглашение о выводе базы между Бишкеком и Москвой в обмен на российские финансовые вливания. Они были озвучены в начале февраля 2009 года во время визита Бакиева в Москву.

Хроника дипломатической катастрофы Бакиева подробно описана в депешах американского посольства в Бишкеке, опубликованных ресурсом wikileaks. В конечном итоге вопрос базы стал главным внешнеполитическим фактором в Апрельской революции.

Вывести авиабазу под названием «Центр транзитных перевозок» после окончания 5-летнего соглашения, то есть в 2014 году, обещал президент Атамбаев. 29 декабря 2011 года на итоговой пресс-конференции он сказал, что «мы хотим, чтобы аэропорт «Манас» стал супергражданским аэропортом. А держать военную базу даже за 150 млн долларов немножко опасно, не немножко, а очень опасно».

Президент проинформировал об этом представителя Госдепа США Роберта Блейка 1 декабря 2011 года.

Тогда же он впервые озвучил официальную причину вывода войск — остается большая вероятность угрозы со стороны Ирана, ракеты которого спокойно могут достичь нашей республики. «Представьте себе, что может произойти в случае, если иранцы, запустив ракеты против американской базы, попадут в мирное население Кыргызстана? Этого нельзя допустить», — сказал тогда Атамбаев. Через месяц уже в Москве он повторил этот аргумент российской прессе. Похоже, в чем-то Атамбаев оказался прав.

Сразу после этого МИД России выразил опасение, что авиабаза США «Манас» в Кыргызстане, которая задействована для нужд международной коалиции в Афганистане, может быть использована в потенциальном конфликте с Ираном. «Нельзя исключать, что данный объект может быть использован в потенциальном конфликте с Ираном, хотя это потребует изменения или, скорее, нарушения условий американо-кыргызского соглашения о статусе этого центра», — сказал представитель МИД Лукашевич.

Сегодня Иран ударил баллистическими ракетами по двум базам коалиции в Ираке и предупредил, что любая страна, предоставившая свою территорию для ударов по Ирану, станет мишенью.

Афганистан

Первый заместитель помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс посетила Таджикистан с официальным визитом. Ее приняли на уровне главы МИД Таджикистана.

Как передают таджикские СМИ, Уэллс прокомментировала ситуацию вокруг Ирана и сказала, что целью США остается деэскалация конфликта с Ираном и недопущение дестабилизации ситуации в Центрально-Азиатском регионе и в мире.

По ее словам, Иран дестабилизирует ситуацию в Афганистане. Однако, больше она говорила про ИГИЛ, который сконцентрировался на таджикско-афганской странице. «Последние террористические акты, произошедшие в Таджикистане, еще раз свидетельствуют о том, что наше сотрудничество в сфере безопасности не должно концентрироваться на одной только границе. Это вопрос большего международного вмешательства», — сказала она.

Также было отмечено, что скопление террористов ИГИЛ на границе Афганистана с Таджикистаном все еще сохраняет за собой угрозу, поэтому американские войска в Афганистане не перестают наносить по ним решительные удары.

Однако о природе ИГИЛ в Афганистане существует и другое мнение. По версии Ирана, за созданием ИГИЛ стоит США и их союзники. Также высокопоставленные российские чиновники все чаще говорят о переброске бойцов ИГИЛ из Сирии и Ирака в Афганистан воздушным транспортом. Другими словами, после 18 лет пребывания американской армии в Афганистане террористы, а также наркобароны чувствуют себя вольготно. Вероятность вторжения ИГИЛ в ЦА возрастает.

Объявленный два года назад президентом Трампом вывод войск и окончание самой долгой американской военной кампании за рубежом затягивается. Однако вопросы стабилизации не решаются и ситуация только ухудшается.

Выводы

Война против Ирана и его дестабилизация будет иметь прямое влияние на страны Центральной Азии и Закавказья, а также страны Залива. В первую очередь это касается стран, которые имеют общую границу с Ираном.

Таджикистан, как персоязычное государство, долгие годы имел тесные отношения с Ираном, который участвовал в мирном урегулировании гражданской войны в Таджикистане. Иран не продвигал в регионе идею экспорта шиизма и его негативное влияние на ЦА не было прямым и ощутимым.

Но его дестабилизация повлияет на Таджикистан, который имеет протяженную границу с Афганистаном плюс северные провинции Афганистана заселены таджиками. А Таджикистан в свою очередь, как и Кыргызстан, является членом ОДКБ. Кроме того, ситуация на кыргызско-таджикской границе находится в состоянии перманентной нестабильности.

Но хуже всего будет нашей «элите», которая держит деньги в недвижимости Дубая. Иран обещает удар по этому городу и покончить с экономическим развитием и туризмом этого города, если ОАЭ предоставят свою территорию для атак на Иран. В этом случае цена на недвижимость пойдет вниз, как и благосостояние «элиты»…

Источник: ИА «Акипресс»

Поделиться ссылкой: